Личный кабинет

В 2019 году в табелях и аттестатах школьников с 5-го по 9-й класс должен стоять второй иностранный язык. Директору нужно определить, какой язык преподавать.

Какой иностранный язык выбрать?

Школа свободна в выборе второго иностранного языка (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Выберите язык, для изучения которого вы можете создать условия, например, немецкий язык, если в штате есть учитель немецкого языка. Проверьте наличие учебно-методических материалов для изучения языка. Оптимальный вариант – немецкий, французский, итальянский или испанский языки, так как по ним в федеральном перечне есть учебники. Учтите мнение родителей учеников. Для этого проведите опрос.

Обратите внимание, родители могут выбирать только факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины или модули из перечня, который предлагает школа (п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Школа может учесть мнение родителей по этому вопросу, но не обязана это делать.

В каких классах ввести второй иностранный язык?

Введите изучение второго иностранного языка в 5-9-х классах. Этого требует ФГОС ООО. В начальных и старших классах вводить второй иностранный язык не нужно. Обязательная часть учебного плана НОО предусматривает только один иностранный язык (п. 19.3 ФГОС НОО). В учебные планы на уровне ССО должны входить 11–12 учебных предметов, 8 из них обязательны: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «ОБЖ», «Астрономия». Второй язык указан в предметной области «Иностранный язык», но не установлен как обязательный (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

На заметку!

Второй иностранный язык обязателен для изучения на уровне основного общего образования. При этом ФГОС ООО не определяет, с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го или с последующих классов ученики будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Однако откладывать изучение второго иностранного языка на 7-9-е классы нецелесообразно. Во-первых, не хватит времени, чтобы ученики освоили содержание программы и достигли планируемых предметных результатов, которые указаны в пункте 11.3 ФГОС ООО и подразделе 1.2.5.4 ПООП ООО. Во-вторых, это приведет к перегрузке учеников. В старших классах дети и так изучают много предметов, поэтому, если ввести второй иностранный язык, им будет трудно усвоить весь материал.

Как ввести второй иностранный язык?

Назначьте приказом учителя второго иностранного языка. Если в школе такого учителя нет, внесите изменение в штатное расписание и примите на эту должность нового работника.

 

В Институте новых технологий в образовании в удобной форме без отрыва от работы за короткий промежуток времени педагоги могут повысить свою квалификацию или пройти профессиональную переподготовку со скидко 20% в декабре:

 

Обеспечьте каждого учителя и ученика учебником по второму иностранному языку в печатной и (или) электронной форме. Школа обязана это сделать (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

 

Используйте учебники из федерального перечня, который утвержден приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253. На начало 2018/2019 учебного года в этот перечень входили учебники для 5-9-х классов по четырем языкам: немецкому, французскому, итальянскому и испанскому. При необходимости используйте разрешенные для школы учебные пособия (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

 

Внесите приказом изменения в основные образовательные программы. В целевых разделах опишите планируемые результаты освоения учащимися второго иностранного языка. Пример посмотрите в разделе 1.2.5.4 ПООП ООО. В содержательные разделы включите рабочие программы нового предмета. Программы разработайте самостоятельно. Создайте для этого рабочую группу и обсудите проекты программ на педагогическом совете. В организационных разделах измените учебные планы – укажите в них новый предмет. Второй иностранный язык должен входить в обязательную часть учебного плана (п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).

 

Используйте примерные рабочие программы из реестра ПООП. Там есть: «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 5-9-х классов; «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10-11-х классов (базовый уровень); «Китайский язык» (второй иностранный язык) для 10-11-х классов (углубленный уровень); «Греческий язык» (второй иностранный язык) для 5-9-х классов.

 

Скачать пример приказа и приложения

Сколько указать часов в учебном плане?

Определите, сколько часов понадобится на изучение второго иностранного языка. За это время дети должны освоить содержание образовательной программы.

Соблюдайте требования к учебной нагрузке. Общую нагрузку устанавливают ФГОСы по уровням образования. Количество учебных занятий за пять лет освоения основной образовательной программы должно быть не менее 5267 и не более 6020 часов (п. 18.3.1 ФГОС ООО). В старших классах количество учебных занятий за два года освоения основной образовательной программы по любому профилю обучения должно быть не менее 2170 и не более 2590 часов.

Часы рассчитывайте с учетом требований к режиму образовательной деятельности, продолжительности учебного года, учебной недели, а также к максимально допустимой недельной нагрузке (п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821–10, таблица 3).

 

Чтобы узнать количество часов, которые должны быть выделены в учебном году по второму иностранному языку, умножьте количество недель учебного года на объем недельной нагрузки.

 

Скачать примерный учебный план

 

На заметку!

Для изучения второго иностранного языка можно  разделить класс на группы. Когда и как делить классы на учебные группы, школа решает самостоятельно. Предварительно нужно проверить, есть ли для этого в школе достаточное количество кабинетов с учетом требований к площади на одного ученика, расстановке мебели и освещенности (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821–10), учебных пособий, учителей и финансовых средств на выплату зарплаты.

 

Обратите внимание, выпускники 9-х классов вправе сдавать ГИА по второму иностранному языку. Ученики, которые изучали иностранный язык – английский, немецкий, французский или испанский, независимо от того, первый это язык или второй, могут сдавать по нему экзамен (п. 4 Порядка проведения ГИА-9, утв. приказом Минобрнауки от 25.12.2013 № 1394).

Как подобрать учителя для второго иностранного?

Учитель иностранного языка должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области преподаваемого предмета, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в школе (ЕКС работников образования). Таким образом, вести уроки иностранного языка в школе может не только педагог со знанием иностранного языка, но и, например, переводчик.

 

На лингвистических и филологических факультетах вузов, как правило, изучают два, а иногда и три языка. Поэтому вы вправе предложить учителям основного иностранного языка, например, английского, пройти курсы повышения квалификации и преподавать другой язык, например, немецкий.

Успейте записаться на дистанционное обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в ИНТехнО по выгодным новогодним ценам!

 

Получайте за обучение подарки! Только в декабре ИНТехнО устраивает беспроигрышную лотерею! Испытайте удачу и выиграйте призы!

 

Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске - дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

 

Материал из Справочной системы «Образование»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить